deklogopik

tavim


Программа Тавим


Previous Entry Share
Евреи и фантастика
18_06_2011
elena_orlova wrote in tavim

Для начала определим, что такое фантастика: это жанр искусства, эстетической доминантой которого является нарушение рамок, условностей и границ, иначе говоря — некое допущение. 
Допустим, что еврейская жизнь есть своего рода искусство. Тогда оно несомненно будет фантастикой — по части преодоления границ и рамок евреи всегда  на полкорпуса впереди остальных народов хотя бы потому, что такого количества запретов (365), как в иудаизме, нет ни в одной другой религии, а жить как-то надо. Другое дело, что нарушать надо тоже по правилам — стиль должен быть соблюден, иначе какое же это был бы искусство.
Допустим, что серьезные ученые со мной не согласятся, но я — не серьезный и не ученый, поэтому позволю себе объявить самоё Тору фантастическим произведением. Судите сами: все Пятикнижие было создано за кратчайший срок и задолго до того, как описываемые в нем события стали сбываться с поразительной точностью — нет, неслучайно Жюль Верн был антисемитом — он просто завидовал. А ведь предсказания Торы касались не только религиозных материй, но вполне себе истории, географии, социологии и психологии, то есть относились к самым что ни на есть научным сферам. И разве не фантастика, что пятая книга была обнаружена случайно в самый разгар борьбы с политеизмом несколькими веками позже первых четырех? Все это наводит на мысли о шутках со временем. В общем, вы понимаете, к чему я клоню.
Допустим, что первая книга-предсказание-инструкция была передана еще Адаму после изгнания из рая через ангела Разиэля. Не исключено, что акт передачи впервые сопровождался произнесением сакрального тетраграмматона RTFM. Разумеется, с тех пор евреи истово верят в предсказание будущего. Пророки их в этом никогда не подводили: говорили, что будет еще хуже — и таки еще хуже становилось.
Допустим, сатира в еврейском обществе не имеет глубоких корней — древние правители их вовремя и тщательно выкорчевывали еще на стадии прорастания зерен. Нет, обличителей-пророков было навалом, просто они тяготели к готике (тоже, кстати, фантастический жанр), пренебрегая юмором, что существенно понижало их рейтинг среди населения. Позднее законоучители успешно боролись с сатирической заразой наложением вето, рук и тфилинов, в особо запущенных случаях хорошо помогали также литотерапия и отлучение, однако в нынешнем израильском обществе она превратилась в пандемию — неудивительно для страны, где ответ на вопрос «как стать миллионером» все знают лучше, чем миллионеры, а «как спасти рядового Райана» — лучше Спилберга, хотя он и еврей, и миллионер в одном лице. Про «что делать» и «кто виноват» в обществе израильтян не советую даже заикаться.
Допустим, евреи фантастику любят и знают. Азимов, Шекли, Стругацкие — это первые приходящие на ум еврейские писатели. А вот на иврите фантастику практически не пишут. Переводчик Талмуда на русский язык раби Адин Штейнзальц по этому поводу предположил, что израильские интеллектуалы слишком серьезно относятся к себе и своей работе. Ну хотя бы с иронией, как вы видите, у нас все в порядке. С другой стороны, мы фантастику не пишем, мы тут во всех смыслах в ней живем — приезжайте, убедитесь.


?

Log in